Интеллектуальный (человеческий) капитал – один из важнейших факторов инновационного развития любой страны.
Сегодня благосостояние белорусской нации напрямую зависит от способности экономики создавать и эффективно использовать интеллектуальный капитал, поскольку конкурентные преимущества стран на мировом рынке во многом зависят от уникальных факторов нематериального характера.
Например, США ежегодно получают от экспорта наукоемкой продукции около $700 млрд., Германия − $530 млрд., Япония − $400 млрд.
Одной из основных составляющих человеческого капитала является уровень образования, компетенций, приобретенных в процессе обучения.
Выступая с ежегодным Посланием к белорусскому народу и Национальному собранию Республики Беларусь 29 апреля 2015 г ., Президент Республики Беларусь А.Г.Лукашенко отметил: «Ведущую роль в повышении качества человеческого потенциала играет система образования. В орбиту ее деятельности прямо или косвенно включено практически все население страны».
Обеспечение доступности и качества общего среднего образования – ключевой приоритет устойчивого развития Республики Беларусь.
Доступность общего среднего образования обеспечивается за счет:
- развития многофункциональной сети учреждений общего среднего образования (начальные, базовые, средние школы, учебно-педагогические комплексы, гимназии, лицеи, суворовские, кадетские училища и иные виды),
создания структурных подразделений в учреждениях высшего образования для реализации образовательной программы среднего образования.
Среднее образование в вечерних классах средних школ можно получить также в вечерней и заочной формах получения образования.
В 2014/2015 учебном году в подчинении Министерства образования Республики Беларусь функционировали 3074 учреждения общего среднего образования (в сельских населенных пунктах – 1837, в городских – 1237). В учреждениях общего среднего образования обучались 931,3 тыс. учащихся (в сельских населенных пунктах – 187,2 тыс. учащихся, в городских – 744,1).
Обучение и воспитание в учреждениях общего среднего образования осуществляются на белорусском и (или) русском языках. Выбор языка обучения и воспитания определяется учредителем учреждения образования с учетом пожелания учащихся и родителей (законных представителей несовершеннолетних) учащихся.Функционируют учреждения общего среднего образования, в которых обучение и воспитание осуществляются на польском языке (817 учащихся), литовском языке(136 учащихся).
С 2015/2016 учебного года в 10–11 классах вводится профильное обучение в целях дальнейшего развития среднего образования, формирования у учащихся компетенций, востребованных в современной социальной жизни и экономике.
С целью формирования сети профильного обучения учреждениями образования г.Минска проведено изучение готовности и заинтересованности всех участников образовательного процесса в организации профильного обучения. Проанализирована обеспеченность кадровыми, материально-техническими и учебно-методическими ресурсами. В результате, в 2015/2016 учебном году открыто 394 десятых класса. Из них: 189 базовых (49%), 169 - первой модели (43%), 34 - второй, 2 класса третьей модели.
Также открыты восемь классов профессиональной направленности (297 учащихся) в учреждениях общего среднего образования Заводского (1 класс), Первомайского (2), Фрунзенского (4), Центрального (1) районов. Из них 1- военно-патриотической направленности (СШ № 143), 2 - правовой (СШ№ 94, 116), 5 педагогических классов (СШ № 6, 126, 203, гимназии № 3, 20).
Направления профильного обучения формируются с учетом реальных потребностей рынка труда, перечня вступительных испытаний в учреждения высшего образования, образовательных запросов учащихся и их родителей, возможностей и традиций учреждения общего среднего образования. Профильное обучение будет способствовать повышению конкурентоспособности отечественного образования и создаст необходимые условия для формирования и использования человеческого капитала в целях обеспечения устойчивого социально-экономического и духовного развития страны. Будет обеспечено рациональное распределение потоков выпускников II ступени общего среднего образования по каналам дальнейшего получения образования с учетом реальных потребностей рынка труда.
Для обучающихся профильное обучение выступает средством удовлетворения потребностей в изучении на повышенном уровне учебных предметов, необходимых им для дальнейшего продолжения образования, формирования способности планировать свой профессиональный и жизненный путь на основе соотнесения собственных возможностей и потребностей общества и государства в востребованных профессиях и специалистах.
Скачать весь документ
|